Единственный ребёнок в семье - совсем не плохо: он получает весь мир. Всю любовь, заботу и ласку, но и также всё беспокойство, тревогу и ожидание родителей. Он привыкает к собственной исключительности , что само по себе хорошо, но если единственный ребенок замыкается в рамках собственной семьи, то, попадая в другую систему (садик, школу) он либо конфронтирует с ней, требуя к себе такого же исключительного внимания, либо ранится о разрушение иллюзии о собственной исключительности и будет стремиться восстановить её любыми способами.
Единственный ребёнок часто бывает либо избалован тем, что его желания угадываются заранее и исполняются еще до того, как он успел чего-нибудь по-настоящему захотеть и заполучить это, либо несёт на себе слишком много неосознаваемой ответственности за счастье всей семьи. Он обременён грузом родительских ожиданий и тревог. Он отвечает за то, чтоб родители не развелись, или "виноват" в том, что мама уже 10 лет как не работает.
На нем чаще всего лежит незримое обязательство воплотить всё то, что не удалось его родителям, и потому он частый заложник музыкальных школ, спортивных секций, что ему не по вкусу, престижных ВУЗов, не имеющих к его способностям особого отношения. Он как будто должен быть не просто ребенком, а родительской визитной карточкой, отражающей их успехи и материальные достижения. И ему меньше, чем чем кому-либо, даётся право на ошибку, на слабость и глупость, на неудачу и неуспех. И у него, как ни странно, меньше шансов прожить свою жизнь, свою уникальную историю. Если только родители не осознают, что дали жизнь этому замечательному человеку, а не сделали рискованный, но значительный вклад в малонадежный банк и теперь вот что бы то ни стало намерены получить проценты.
У Берта Хеллингера, знаменитого психотерапевта, выведшего законы существования семьи как системы, есть замечательная и простая мысль о том, что энергия, забота, материальные блага передаются от родителей к детям безвозмездно и естественно, а дети, в свою очередь, передают потом всё это своим детям. И тогда энергия, забота, любовь, деньги текут из прошлого в будущее, создавая и поддерживая жизнь и естественный ход вещей. Но если ребёнку всё это только для того, чтобы потом требовать взамен, то энергия поворачивается в прошлое и будущего рода может не случиться.
И действительно, не редки истории, когда мать решает завести единственного ребёнка "на старость". Чтобы было кому стакан воды воды подать, когда занеможет. Причём ребёнок, вырастая, не отпускается в свою отдельную жизнь, а всеми правдами и неправдами оставляется при матери, чтобы отдать ей свой сыновний или дочерний долг. И тогда это действительно драма единственного ребёнка - быть вечным должником, не получить свою жизнь как подарок, как дар от взрослого человека, способного просто дарить.
Ирина Млодик, "Книга для неидеальных родителей или Жизнь на свободную тему"
Комментариев нет:
Отправить комментарий